Как вернуть страховку, навязанную кредитором?
В большинстве случаев при получении микрозайма клиент МФО обретает в довесок страховку или иную услугу, не имеющую прямого отношения к денежным средствам, однако весомо влияющую на конечную сумму возврата. При этом, как правило, представители финансовых организаций, навязывают подобную услугу в принудительном порядке, без ведома заёмщика. В результате чего, проблема возврата страховки является как никогда болезненной и актуальной для большей части населения страны.
Услуга по страхованию в процессе получения микрозайма
Согласно действующему законодательству государства, а именно, Закону РФ №2300-1 от 07.02.1992г., при оформлении кредита или же займа, финансовое учреждение в обязательном порядке должно получить полное согласие заёмщика на дополнительные услуги до момента подписи договора. Однако, как показала практика, большая часть представителей финансового мира, данный закон обходят стороной.
Существует несколько вариантов принудительного навязывания заёмщику банковских услуг. Наиболее распространёнными являются:
• профессиональная манипуляция рассеянностью и вниманием клиента в процессе подписания договора о предоставлении денежного кредита, когда заёмщик даже не подозревает об указанных дополнительных услугах;
• моральная давка со стороны микрофинансовой организации на будущего клиента (обещание одобрить заявку на получение денежных средств, лишь в случае, согласия последнего на страховку);
• ложные сведения об обязательной страховке (сотрудник банка или МФО внушает заёмщику, что без согласия на получение определённых услуг, дополнительного характера, денежный займ невозможен).
Отказ от страховки в процессе оформления микрозайма
Немаловажно знать, что оформляя заявку на получение микрозайма, клиент и не подозревает о том, что автоматически соглашается на дополнительные услуги финансовой организации. Причиной этому является включённые по умолчанию опции и настройки. Для того, чтобы не стать заложником подобной аферы, следует перед отправкой потребности, снять соответствующие «галочки».
А. Федосеев, который является членом Света СРО «Единство», отметил, что сложившаяся практика незаконна и введена самостоятельно финансовыми организациями. Более того, он призвал всех потенциальных заёмщиков отказываться от навязанных банками и кредитными компаниями доп. платежей.
Указание Центрального Банка России №4500-У от 21.08.2017 года гласит о том, что отказ от такой дополнительной услуги, как страховка, следует отослать не позднее 14 календарных дней после подписания соглашения о денежном займе. Датой поступления заявления в компанию-страховщика, будет считаться число, месяц, и год, указанные на почтовом штемпеле.
Кроме того, при принудительном навязывании страховки, заёмщик может направить жалобу в вышестоящие органы: ЦБ РФ, Роскомнадзор, СРО, Роспотребнадзор. Итоговой реакцией на подобные заявления, в основном, является существенное ограничение для финансовых компаний.
Алгоритм возврата страховой суммы при микрозайме
Следует отметить, что средства заёмщика, истраченные на оплату страхования без его согласия, всегда можно взыскать на законодательном уровне. Для этого необходимо совершить несколько действий:
1. Скачать и заполнить форму заявления на портале компании-страховщика.
2. Подготовить копии кредитного и страхового договоров, а также паспорта.
3. Направить подготовленные документы страховщику (заказным письмом).
На основании всего изложенного ЦБ рекомендует:
— прежде чем подписать соглашение, его необходимо максимально подробно проштудировать;
— подписывать договор можно лишь после того, как заёмщик уверенно осознаёт и понимает каждый его пункт;
— если у клиента есть вопрос, он должен его задать.