Мошенничество среди клиентов МФК
На очередном форуме руководителей МФО обсуждался вопрос о клиентском мошенничестве, связанном с предъявлением поддельных документов в момент заключения договора о предоставлении кредита. Проблема поддельных паспортов особенно остро стоит перед специалистами области онлайн-кредитования. Там, где выдача кредита занимает 15 минут, не всегда есть возможность для пристального изучения личности заёмщика. Наиболее часто с этим сталкиваются региональные представительства.
Паспорт – самый подделываемый документ
Украденные или утерянные паспорта продаются не так и дорого. Проблема несвоевременного внесения в базу данных об украденных документах позволяет мошенникам пользоваться украденными документами в своих целях. Они меняют фото на новое и используют такие паспорта при оформлении кредита. При должном контроле современные системы позволяют определить следы подделки с помощью ультрафиолета. Это самое простое выявление фальшивки. Сервисы по проверке подлинности документов доступны и в онлайн-режиме. Меньше проблем с современными паспортами, где фото ламинируется вместе со всей страницей. Переклеить фото в таком паспорте практически невозможно.
Проблема поддельных документов наиболее часто стоит в тех МФО, где при оформлении займа требуется только паспорт. Наличие второго документа в разы понижает риски обмана со стороны заёмщика. Вряд ли кто захочет возиться с подделкой второго документа, скорей пойдет искать деньги там, где для кредита требуется только паспорт.
Почему мошенники часто остаются безнаказанными
К сожалению, бороться с мошенниками в сфере кредитования приходится самим кредиторам. Официальное возбуждение дела по причине мошеннических займов — очень хлопотный и трудно доказуемый процесс. Собрать доказательную базу по таким эпизодам и выявить сам факт ложного займа очень трудно, поэтому полиция практически не берется за такие дела. МФО вынуждены выстраивать свою работу так, чтобы не допустить мошенничества по займам. И первая ступень такого контроля — это менеджеры, работающие с клиентами.
Несколько этапов выявления обмана
На этапе первого общения с клиентом важны наблюдательность и знания основ психологии. Нельзя забывать и об алгоритме работы с клиентом, позволяющим налаживать контакт и выяснить причины обращения в систему кредитования.
Следующий этап — своевременное обращение в базы данных особых систем контроля. Так называемые черные списки недобросовестных заёмщиков, базы кредитных историй.
Наиболее важные этапы контроля, позволяющие снизить риск потери денежных средств компании, таковы:
— внимательное изучение предъявляемого документа;
— введение требований по второму документу, подтверждающему личность;
— применение новейших систем контроля подлинности документа.
Обработка данных по клиенту через базы данных недобросовестных заёмщиков и мошенников
«МиР», создаёт специальный сервис данных по потенциальным мошенникам, позволяющий запрос данных от всех МФО работающих на легальном рынке финансов. База МВД сильно отстает в быстроте внесения сведений об украденных/утерянных документах и собственная база по мошенникам может реально, в некоторых случаях, сберечь деньги. Объединенная база недобросовестных заёмщиков позволит обезопасить микрофинансовые компании от нежелательных потерь.
Биометрия – эффективный способ подтверждения личности
В дальнейшем будет создана единая система для личной идентификации и аутентификации (ЕСИА) позволяющая использовать биометрические данные для идентификации персоны. Расширение базы современных методов контроля безопасности, совершенствование контролирующих систем, объединение данных по нарушениям и открытие доступа к ним многим МФО позволят поставить надежную защиту от недобросовестных клиентов-мошенников.